01.08.2013

Найден способ повышения выживаемости онкологических больных

Ученые Мичиганского университета (США) разработали способ запуска естественной защиты желудочно-кишечного тракта онкологических больных от токсичного влияния высоких доз химиолучевой терапии, применяемых на поздних стадиях метастатического рака, пишет FoxNews. В случае, если метод, пока испробованный только на мышах, получится внедрить в клиническую практику, уровень выживания и выздоровления таких пациентов резко повысится, полагают авторы. Работа опубликована 31 июля в журнале Nature.

Эпителиальные клетки пищеварительного тракта больше других страдают при химио- и лучевой терапии. «Практически все виды опухолей, локализованные в различных тканях и органах, могут быть уничтожены высокими дозами химиотерапии и радиации, но главной проблемой при поздних стадиях метастазированного рака является то, что пациент погибает прежде, чем гибнет опухоль», - отметил Цзянь-Го Гэн (Jian-Guo Geng), ведущий автор исследования, пишет Medical News Today.

Гэн и его коллеги предположили, что в случае, если эпителий будет защищен, желудочно-кишечный тракт останется здоровым и нормально функционирующим, то шансы на выживание и выздоровление пациентов повысятся в геометрической прогрессии. Для достижения своей цели они решили задействовать естественный биологический механизм запуска регенерации поврежденных тканей с помощью стволовых клеток.

Авторы провели серию экспериментов in vitro, изучая стволовые клетки эпителия пищеварительного тракта, и обнаружили у них поверхностный рецептор, получивший название ROBO1, присущий только этому виду клеток. Было установлено, что триггером, запускающим процесс массированной пролиферации стволовых клеток кишечника и, как следствие, регенерации тканей, является связывание рецептора ROBO1 белком SLIT2.

Эксперименты на мышах с поздними стадиями метастатического рака показали, что в той группе, что получала SLIT2 или аналогичный белок R-SPONDIN1 для стимуляции регенерации эпителия пищеварительного тракта перед тем, как подвергнуться воздействию летальных доз химиолучевой терапии, выживало и даже выздоравливало 50-75 процентов, в то время как все остальные животные погибали в течение двух недель. При этом повышение доз SLIT2 или R-SPONDIN1 в организме не вызывало токсичных побочных эффектов, а также не влияло на размер опухолей или их чувствительность к терапии.

Гэн и его коллеги планируют довести выживаемость подопытных мышей до ста процентов, а затем начать клинические испытания метода, который может стать последней надеждой для пациентов с метастатическим раком.

1. medportal.ru