05.04.2013

Швейцарцы предложили диагностировать болезни по дыханию

Швейцарские ученые обнаружили, что набор веществ, которые содержатся в выдыхаемом каждым человеком воздухе, уникален. Они сравнили эту «молекулярную подпись» дыхания с отпечатками пальцев. Результаты работы исследователей из Швейцарского федерального технологического института (Swiss Federal Institute of Technology) опубликованы в журнале PLoS ONE.

Уникальность «дыхательной подписи» ученые установили при помощи эксперимента, в котором участвовали 11 здоровых добровольцев – шесть мужчин и пять женщин. Их средний возраст почти достиг 30 лет. Участники исследования должны были «дышать в трубочку», напрямую соединенную с масс-спектрометром, несколько раз в день в течение девяти дней.

Чтобы избежать влияния посторонних факторов, ученые попросили добровольцев не пить, не есть и не чистить зубы за полчаса до каждого сеанса сдачи образцов. Анализ метаболитов, в ничтожном количестве содержащихся в выдыхаемом воздухе, проводился за несколько секунд.

«Наш геном уникален, наш эпигеном уникален, наш микробиом уникален, неудивительно, что и метаболом нашего дыхания оказался уникальным», - цитирует New Scientist Джереми Николсона из Имперского колледжа Лондона, не принимавший участия в исследовании.

По словам Ренато Зеноби (Renato Zenobi), являющегося одним из авторов работы, уникальность содержащихся в выдыхаемом воздухе набора метаболитов можно использовать при диагностике и мониторинге заболеваний. При помощи «молекулярной подписи» также можно отследить, какие лекарства принимал пациент.

1. medportal.ru