29.05.2013

Инфекция усиливается ночью

Эффективность иммунного ответа на инфекцию зависит от времени суток: если биологические часы показывали в момент заражения «день», то бодрствующий иммунитет быстро справится с патогеном, пишет ScienceNews.

Если у вас расстройство желудка, то, казалось бы, не всё ли равно, в какое время суток инфекция попала в организм? Тем не менее время «заселения» патогена имеет большое значение: если болезнь началась вечером или ночью, то последствия будут более тяжёлыми, чем если бы она застала вас утром. К такому выводу пришли исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне (США), опубликовавшие на эту тему статью в журнале PNAS.

Дело в данном случае не в том (или не столько в том), что вечером бактерии сами по себе более воинственны, а в биологических ритмах, влияющих на иммунитет. Как всем хорошо известно, почти у всех живых организмов есть биологические часы, которые регулируют молекулярные, клеточные, физиологические и поведенческие механизмы в соответствии с 24-часовым суточным циклом. Причём у млекопитающих, к примеру, есть целый набор таких часов, отвечающих за разные ткани и органы, и все они сверяются с главными часами в мозге, которые, собственно, и следят за сменой дня и ночи. Учёные более-менее представляют себе, как внутренние часы влияют на чередование сна и бодрствования, на изменения в уровне гормонов и на пищевое поведение, и теперь настал черёд узнать, как эти часы воздействуют на инфекционные болезни.

Исследователи вводили мышам клетки сальмонелл: одни животные получали инфекцию в 10 утра, другие — в 10 вечера. Затем у тех и других сравнивали иммунный ответ. Мыши, которым пришлось бороться с инфекцией ночью, чувствовали себя в итоге лучше, чем те, что «болели» днём. Некоторые из грызунов, противостоящих бактериям ночью, выглядели так, словно никакой инфекции и в помине не было. С другой стороны, у мышей, которые получали инфекцию утром, воспаление распространялось на обширные участки кишечника, ткани которого были заполнены иммунными клетками, сражающимися с бактериями.

Тут стоит напомнить, что мыши — существа ночные, и приём пищи в 10 утра для них аналогичен очень позднему ужину у нас. То есть, «кормя» мышей инфекцией утром, учёные нарушали их пищевой распорядок, а вслед за ним менялись и другие процессы, чувствительные к суточному ритму. Авторы работы повторили эксперимент, но уже с животными, у которых суточные часы были сломаны с помощью генетической модификации (они спали не по расписанию, у них развивались метаболические нарушения). Оказалось, что мышам со сломанными биочасами всё равно, когда болеть: реакция организма на утреннюю инфекцию и на вечернюю была одинаковой. Правда, в обоих случаях инфекция была довольно сильной, то есть мыши «без часов» реагировали на неё подобно обычным мышам, получившим инфекцию утром.

Исследователи не уточняют, как именно реализуется связь между иммунной реакцией и суточными ритмами, однако очевидно, что работа иммунитета зависит от биологических часов, что у иммунной системы есть периоды большей и меньшей эффективности, зависящие от времени суток и что вообще без биологических часов эффективность иммунитета падает.

Скорее всего, также обстоят дела и у человека, хотя, чтобы окончательно в этом убедиться, потребуются новые эксперименты. Во всяком случае, как говорит Мануэла Раффателлу, под чьим руководством проходили исследования, теперь более-менее понятно, почему простуда, полученная во время трансатлантических путешествий, бывает такой устойчивой: просто инфекция накладывается на сбой в биологических часах, случающийся при пересечении часовых поясов. Так что если вам вдруг приспичило простудиться или съесть что-то сомнительное, постарайтесь сделать это днём, а не вечером или ночью.

Кирилл Стасевич