25.05.2012

Найдено средство против раковых стволовых клеток, предотвращающее рецидив

Широко применяемое для лечения симптомов шизофрении средство, как выяснилось, чрезвычайно эффективно помогает в борьбе с раком. Лабораторные исследования показали, что препарат стопроцентно убивает клетки, дающие начало лейкемии, не затрагивая здоровых тканей. Другими словами, неожиданный союзник способен открыть онкологам давно искомый путь полного уничтожения даже следов лейкемии, без возможности рецидива в будущем, пишет ScienceNOW.

Несмотря на то что существующие методы, включающие оперативное вмешательство, химиотерапию и облучение, могут избавить больного от опухоли или лейкозных клеток, недуг чаще всего возвращается спустя месяцы, в лучшем случае — годы. Одними из основных виновников беды могут быть раковые стволовые клетки, дающие начало новому заболеванию. Эти клетки проявляют высочайшую устойчивость к химио- и радиотерапии и остаются в теле больного молчаливой угрозой, ожидая своего часа, который обязательно настанет. Многие онкологи не без оснований верят в то, что оптимальным подходом является комбинация традиционных противораковых препаратов и специализированных агентов, направленных исключительно на раковые стволовые клетки. Но, поскольку последние существуют в очень малом количестве (что, конечно, с одной стороны, хорошо) и почти не поддаются культивированию в лабораторных условиях, лишь считанное число таких лекарств было предложено, и ни одно из них пока не допущено до клинического использования.

Группа канадских учёных нашла новый путь, который позволяет проводить тестирование потенциальных кандидатов на звание «убийц» раковых стволовых клеток. Они предложили использовать эмбриональные плюрипотентные стволовые клетки или перепрограммированные клетки взрослого человека, которые способны развиваться в различные типы тканей. Надо сказать, что плюрипотентные стволовые клетки похожи на раковые даже внешними проявлениями: они продолжают делиться, но при этом не развиваются (не дифференцируются) в какие-либо узкоспециализированные клетки.

В нынешнем исследовании учёные под руководством Мики Батиа из Университета Макмастера (Канада) решили выяснить, может ли какое-либо химическое вещество, провзаимодействовав с плюрипотентными стволовыми клетками, дифференцировать (состарить) их в нормальные клетки, с тем чтобы они прекратили аномально делиться и перешли на обычный цикл жизни, в конце которого — естественная смерть. Исследователи посчитали, что подобный подход будет не в пример менее токсичным способом избавления от разрозненных раковых стволовых клеток, чем использование мощного препарата, способного убивать такие клетки напрямую (и, конечно, не только их, но и всё, что попадётся на пути).

Широкий скрининг сотен соединений, включая уже разрешённые к применению препараты, дал несколько лекарств, которые делают именно то, что хотелось учёным: химикаты заставляли плюрипотентные онкоподобные стволовые клетки дифференцироваться (то есть как минимум начинать жить с использованием нормальных клеточных механизмов) без повреждения здоровых стволовых клеток, необходимых организму. (А вот это выглядит странно: такое возможно, только если канадцам удалось по чистой случайности натолкнуться на центр связывания, имеющийся лишь у раковых стволовых клеток, но не у здоровых, селективно взаимодействующий с теми несколькими веществами.) Одним из наиболее эффективных препаратов оказался тиоридазин — нейролептическое или антипсихотическое средство, используемое для лечения симптомов шизофрении. При испытаниях на настоящих раковых стволовых клетках, взятых у пациентов, выяснилось, что это вещество блокирует рост стволовых клеток острой миелоидной лейкемии, а затем и вовсе сводит число таких клеток к нулю, что было подтверждено в опытах на мышах. Причём нормальные стволовые клетки крови остались абсолютно нетронутыми.

Стандартное химиотерапевтическое средство против острой миелоидной лейкемии в связке с тиоридазином оказалось в 55 (!) раз эффективнее в борьбе с этим опаснейшим типом онкологического заболевания в лабораторных условиях, что следует из отчёта о работе, который опубликован в журнале Cell. В настоящее время 15 пациентов, лейкемия которых уже успела приобрести устойчивость к стандартной химиотерапии, согласились участвовать в клинических испытаниях комбинированной терапии с тиоридазином (всё так просто только потому, что оба лекарственных компонента были давно одобрены к использованию).

Исследование также выявило один удивительный факт, о котором не было известно. Тиоридазин, по своей основной специальности призванный блокировать рецепторы, которые предназначены для взаимодействия с нейротрансмиттером допамином, очевидно, также работает и на стволовых лейкозных клетках, блокируя тот же самый рецептор. Никто не замечал того, что стволовые раковые клетки обладают допаминовыми рецепторами, которые обычно ассоциируются с нервной сигнальной системой и находятся в основном лишь в головном мозгу. А группа г-на Батиа обнаружила эти рецепторы и у стволовых клеток рака молочной железы. (Не этот ли рецептор и есть тот селективный центр, взаимодействие которого с тиоридазином вызывает клеточную дифференциацию, не затрагивающую нормальных стволовых клеток, лишённых именно этого рецептора? В этом случае всё становится ясно и понятно. Но это как же надо было угадать?! Всё равно что в карты с завязанными глазами выиграть.) Это открытие можно использовать, например, в качестве тестовой процедуры: измеряя количество допаминовых рецепторов в крови или образцах тканей, можно детектировать онкологическое заболевание или строить возможный прогноз для пациента.

Зачем раковым стволовым клеткам допаминовые рецепторы? В человеческой голове допамин является главным регулятором основных функций мозга (рациональной — поиски еды, социальной и эмоциональной), ответственных за выживание вида. Более того, именно допаминовая система «курирует» центры удовольствия.

Если кто-то ещё сомневается в том, что рак — это «иная» форма жизни, перечитайте этот абзац.

Роман Иванов