10.02.2011

Впервые секвенирован геном рака простаты

Международная группа учёных представила первую полную расшифровку генома рака предстательной железы, пишет ScienceNOW.

Соавтор работы Леви Гаррауэй из Гарвардской медицинской школы (США) отмечает, что исследование позволило увидеть биологию, которая не могла стать доступной никакими другими методами. Большинство генетических анализов опухолей концентрировалось на выяснении того, какие мутации делают нормальные клетки раковыми и как эти «ошибки» влияют на рост опухоли. И только благодаря секвенированию полных геномов семи опухолей простаты и сравнению их с геномами нормальных клеток тех же пациентов исследователи смогли обнаружить неожиданное.

Оказалось, что раковые геномы имеют не просто единичные «ошибки», а целые «параграфы» ДНК, которые оторвались и переместились в другую часть генома.

Эти миграции не были случайными. Все осколки ДНК содержали гены, которые способствуют прогрессу заболевания, и двигались в те районы генома, где они могли быть максимально активными. В предстательной железе эти места, как правило, контролируются тестостероном и прочими мужскими гормонами.

Каким образом гены-выскочки оказываются в этих первосортных локациях, остаётся загадкой. Учёные полагают, что ответ следует искать в трёхмерной структуре ДНК: при определённых условиях (например, во время копирования генома или во время работы неких генов) это становится возможным. Ну а затем путём естественного отбора на первые роли в простате выходят самые быстрорастущие клетки.

Некоторые из перемещённых генов (например, MAGI2) ранее не связывались с раком.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Дмитрий Целиков